Универсальная прогрессивная модель патронажного обслуживания

There is no translation available.

 

 

 

Патронажное обслуживание – система проведения «домашних визитов» патронажной сестры к детям раннего возраста, включая дородовый период. Встреча с семьей в ее собственной среде дает специалисту уникальную возможность понимания проблем и принятия правильного решения.

Существуют 3 основные модели патронажного обслуживания детей, каждый из которых имеет свои преимущества:

Универсальная модель – это охват патронажным наблюдением всех детей раннего возраста, с обязательным посещением каждого ребенка в определенные возрастные периоды.

Целевая модель – это охват патронажным наблюдением только из группы повышенного риска, которые имеют особые потребности в связи с медицинскими или психосоциальными рисками.

Универсально-прогрессивная модель патронажных посещений на дому – это смешанная модель, которая комбинирует преимущества универсальной и целевой модели, преодолевая их ограничения и обеспечивая максимальную эффективность.

В рамках универсально-прогрессивной модели универсальные (обязательные) услуги по посещению специалиста на дому доступны для всех семей, а прогрессивные (усиленные + интенсивные) услуги посещения патронажного работника предоставляются ограниченному количеству семей, на основе оценки рисков и потребностей.

Усиленную поддержку получают те семьи, которые испытывают социальноэкономические трудности, психосоциальный стресс, другие неблагоприятные обстоятельства (например, трудности с кормлением ребенка, проблемы развития, обеспечения безопасной среды и т.д.) для того, чтобы они могли позаботиться о себе и своих детях для обеспечения оптимального роста и развития.

Интенсивную поддержку получают семьи, где дети имеют высокую уязвимость и для снижения риска нужна междисциплинарная поддержка и сотрудничество здравоохранения, социальных и образовательных служб.

Обоснование для внедрения

Внедрение универсальной прогрессивной модели патронажного обслуживания имеет три ступени обоснования:

  • научные открытия, касающиеся значения безопасной, стимулирующей и эмоционально теплой среды для развития мозга ребенка и формирование раннего жизненного опыта, разрушительной роли токсического стресса на развивающийся детский мозг и ряд других открытий показывают, что в период от зачатия до третьего года жизни существуют окна уязвимости и возможности, которые не имеют аналогов на протяжении всей жизни. Меры, направленные на снижение уязвимостей и реализацию возможностей в раннем возрасте дают максимальный результат на протяжении всей жизни человека;
  • в этот период основным социальным институтом и медиатором здоровья и развития ребенка являются его родители и члены семьи, и посещение дому, когда встреча с семьей происходит в ее собственной среде, обеспечивает уникальное понимание проблем семьи и выбора стратегий преодоления трудностей.
  • наиболее нуждаются в патронажных посещениях беременные женщины, родители и дети, которые наиболее часто попадают в «трещины» системы здравоохранения, социальной защиты (в том числе защиты детей) и образования.

Ключевые убеждения новой модели патронажа

  • родители являются первыми воспитателями ребенка;
  • любая семья имеет надежды и мечты в отношении своих детей, но семьи отличаются тем, как они поддерживают усилия своих детей в достижении этих целей; на результаты развития ребенка большее влияние оказывает поддержка ребенка семьей, чем социальноэкономическое положение семьи.
  • все родители имеют потенциал для поддержки развития своих детей и достижению ими успеха в жизни, но многим из них требуется поддержка для раскрытия своего потенциала, чтобы они могли почувствовать и развить свои сильные стороны;
  • при предоставлении такой поддержки любая семья, в каких бы трудных условиях не находилась, способна дать лучший жизненный старт своему ребенку;
  • лучше всего обращаться с родителями как с равными партнерами;
  • патронажные работники могут способствовать повышению устойчивости семей и повышению качества жизни детей и семей путем оценки потребностей и глубокого понимании ситуации, обнаружения и поддержки сильных сторон (проактивный подход). При таком подходе семьи из потребителей услуг переходят в активные союзники;
  • с любым родителем может быть «трудно установить контакт и работать», но основная ответственность за выстраивание взаимоотношений с родителями и семьями лежит на специалистах;
  • необходимо подходить к родителям индивидуально – нельзя делать обобщения и навешивать ярлыки на основе их пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования или материального благосостояния.

Отличие новой модели патронажа от традиционной:

  • Акцент на качество проведения патронажных посещений, а не на их количество;
  • Переход от принципа «выявить проблему и перенаправить», к принципу «вовремя выявить и устранить или значительно снизить риск, который может привести к проблеме»;
  • Акцент на комплекс медицинских, социальных, образовательных и других мер по созданию здоровья, а не только на выявление болезней и чисто медицинские проблемы;
  • Акцент на физическое, психоэмоциональное, социальное развитие, безопасность и благополучие ребенка, а не только на его физическое здоровье;
  • Здоровье ребенка рассматривается в контексте семьи (например, наличие депрессии у матери или отца, пренебрежительное или жестокое обращение) и местного сообщества, а не изолированно от семьи и окружения;
  • С родителями и членами семьи ребенка строятся равноправные партнерские отношения, к ним не относятся как к подчиненным, обязанным слепо выполнять советы медработника;
  • Патронажный работник не работает изолированно, он – член команды вокруг ребенка наряду с врачом, социальным работником, психологом, другими специалистами. Развивается командная работа внутри ведомства и механизмы эффективного взаимодействия с другими ведомствами;
  • Патронажная сестра становится главным доверенным лицом семьи, связующим звеном между существующими услугами и потребностями ребенка. В глазах семьи патронажная семья перестает играть второстепенную после врача роль;

Основные принципы

Главная цель универсальнопрогрессивной модели — защита и укрепление здоровья и благополучия детей в раннем возрасте в тесной связи с благополучием родителей и ближайшего окружения. Понимая, что на ребенка оказывает влияние ситуация в семье, на которую в свою очередь, оказывает влияние ситуация в месте жительства и в более широкой среде, патронажная служба, в соответствии с экологическими принципами, работает со всеми слоями. При этом в фокусе внимания всегда остается ребенок, его интересы и права.

Для успешного внедрения в практику новой модели патронажа, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Установить контакт с наиболее нуждающимися и уделить им наибольшее внимание, как правило, наиболее нуждающиеся бывают наименее охвачены имеющимися услугами.
  • Перейти от механической модели «обнаружения проблем и направления» к модели «оценить факторы риска и немедленно действовать, пока не возникла проблема», то есть перейти на риск ориентированный подход. Патронажная сестра оценивает основные потребности ребенка (Приложение 1.2).
  • Преодолеть фрагментацию услуг среди различных ведомств, системы здравоохранения, образования и социального обеспечения и отдельных служб, развивать прочное внутриотраслевое и межотраслевое сотрудничество.
  • Развивать профессиональной компетенции патронажных сестер.
  • Обеспечить соответствующее управление патронажными услугами.

Ожидаемые результаты

При успешном внедрении универсальнопрогрессивной модели патронажного обслуживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать позитивные результаты со стороны детей, семьи, родителей и общества.

Со стороны детей:

Улучшение неонатальных показателей, как малая масса тела, преждевременные роды, врожденные пороки развития, улучшение питания и роста, снижение заболеваемости и смертности, улучшение показателей иммунизации, улучшение когнитивного и социального развития, снижение уровня травматизма, снижение бремени инвалидности и сокращение случаев отказа от детей, снижение жестокого обращения и насилия в отношении детей.

Со стороны семьи и родителей:

Улучшение дородового ухода и профилактика акушерских осложнений, улучшение родительских знаний и навыков по детскому питанию (грудное вскармливание и прикорм), улучшение показателей обращения за медицинской помощью, улучшение осведомленности родителей о профилактике инфекционных заболеваний, улучшение привязанности и родительских знаний о практиках по развитию ребенка, безопасная домашняя среда, улучшение поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями, снижение уровня родительского стресса, материнской депрессии и тревоги.

Со стороны общества:

Снижение расходов на медицинское обслуживание, улучшение готовности к школе, уровня успеваемости и показателей развития, снижение затрат на лечение вакциноуправляемыми болезнями, снижение расходов здравоохранения, связанных с госпитализацией, снижение затрат на уход за детьми, оставшихся без родительского попечения, за детьми, пострадавшим от жестокого обращения, затрат, связанных с борьбой с преступностью и наркоманией, снижение случаев суицида.

Схема универсальной-прогрессивной модели патронажа детей до 5 лет (посещений на дому медсестрой, осуществляющей патронаж)