Моторика рук для детей

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног. 
Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом. 
Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.
Особенности развития мелкой моторики
Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно.
развитие мелкой моторики для детей она означает становление основных навыков и умений.
1. Формируется речь ребёнка, что способствует комфортному пребыванию в детском коллективе.
2. Развиваются навыки разнообразных движений. Ребёнок может самостоятельно играть игрушками, не отвлекая взрослого.
3. Закрепляются навыки самообслуживания. Ребёнок обретает возможность самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и другие элементы на одежде.
4. Устанавливаются социальные связи с ровесниками и взрослыми, благодаря возможности ясно излагать свои мысли и поддерживать диалог.
5. Формируется готовность к обучению в школе в совокупности всех вышеуказанных причин.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
1. Складывание игрушек .
2. Игры с крупой , можно бусинки, пуговки, камешки.
3. Упражнение на разрывание листа бумаги.
4. Упражнение на перелистывание страниц.
5. Разглаживание смятого листа бумаги.
6. Игры с кубиками или кольца от пирамидок.
7. Игры со шнуровками.
8. Упражнения со счетными палочками.
9. Игры с крышками.
10. Рисование пальцем на песке.
Занятия на развитие мелкой моторики у детей
Помимо игр на развитие мелкой моторики следует заниматься разнообразными занятиями, которые, несомненно, понравятся деткам:
• лепка из пластилина, глины или теста;
• рисование или раскрашивание красками, карандашами, мелками;
• конструирование из наборов конструкторов, бумаги, кубиков;
• поделки из бумаги, природных или бросовых материалов;
• нанизывание на верёвочку бусинок, пуговок;
• собирание мозаики;
• игры с мячом;
• очистка фруктов, например, мандаринов;
• работа со специальными пособиями-прописями.
С какого возраста нужно заниматься развитием мелкой моторики
Развивать и тренировать моторику пальцев рук можно уже с младенчества, начиная с 6-7 месячного возраста через поглаживание ладони ребёнка, сгибания и разгибания пальчиков. 
Важно ежедневно хотя бы в течение нескольких минут уделять внимание моторике рук.
• Для детей с девятимесячного возраста следует подбирать крупные предметы, например, бусы или кольца от пирамидки.
• В возрасте 1 года можно организовывать игры с природными материалами: песок, глина, шишки, камешки и др. 
• После 2 лет малыш будет с радостью выполнять пальчиковую гимнастику совместно с взрослым. Проговаривание различных потешек одновременно с движениями руки поможет научить координации работы рук и языка. А также лучше запомнится самим ребёнком.
• После 3 лет следует прибегать к упражнениям с бумагой. Обычно к этим годам малыш осваивает навык работы с ножницами, поэтому становится возможным моделировать аппликации. 
• А уже с 4-6 лет происходит освоение навыка оригами как одного из самых сложных видов игр с бумагой.
В каком бы возрасте вы ни занимались развитием мелкой моторики у детей, необходимо организовывать эту деятельность так, чтобы ребёнку она приносила не только пользу, но и удовольствие.