Универсальная прогрессивная модель патронажного обслуживания
Определение
Патронажное обслуживание – система проведения «домашних визитов» патронажной сестры к детям раннего возраста, включая дородо-вый период. Встреча с семьей в ее собственной среде дает специалисту уникальную возможность понимания проблем и принятия правиль-ного решения.
Существуют 3 основные модели патронажного обслуживания детей, каждый из которых имеет свои преимущества:
Универсальная модель – это охват патронажным наблюдением всех детей раннего возраста, с обязательным посещением каждого ребенка в определенные возрастные периоды.
Целевая модель – это охват патронажным наблюдением только из группы повышенного риска, которые имеют особые потребности в свя-зи с медицинскими или психосоциальными рисками.
Универсально-прогрессивная модель патронажных посещений на дому – это смешанная модель, которая комбинирует преимущества уни-версальной и целевой модели, преодолевая их ограничения и обеспечивая максимальную эффективность.
В рамках универсально-прогрессивной модели универсальные (обязательные) услуги по посещению специалиста на дому доступны для всех семей, а прогрессивные (усиленные + интенсивные) услуги посещения патронажного работника предоставляются ограниченному ко-личеству семей, на основе оценки рисков и потребностей.
Усиленную поддержку получают те семьи, которые испытывают социальноэкономические трудности, психосоциальный стресс, другие не-благоприятные обстоятельства (например, трудности с кормлением ребенка, проблемы развития, обеспечения безопасной среды и т.д.) для того, чтобы они могли позаботиться о себе и своих детях для обеспечения оптимального роста и развития.
Интенсивную поддержку получают семьи, где дети имеют высокую уязвимость и для снижения риска нужна междисциплинарная под-держка и сотрудничество здравоохранения, социальных и образовательных служб.
Обоснование для внедрения
Внедрение универсальной прогрессивной модели патронажного обслуживания имеет три ступени обоснования:
• научные открытия, касающиеся значения безопасной, стимулирующей и эмоционально теплой среды для развития мозга ребенка и формирование раннего жизненного опыта, разрушительной роли токсического стресса на развивающийся детский мозг и ряд других открытий показывают, что в период от зачатия до третьего года жизни существуют окна уязвимости и возможности, которые не имеют аналогов на протяжении всей жизни. Меры, направленные на снижение уязвимостей и реализацию возможностей в раннем возрасте дают максимальный результат на протяжении всей жизни человека;
• в этот период основным социальным институтом и медиатором здоровья и развития ребенка являются его родители и члены семьи, и посещение дому, когда встреча с семьей происходит в ее собственной среде, обеспечивает уникальное понимание проблем семьи и выбора стратегий преодоления трудностей.
• наиболее нуждаются в патронажных посещениях беременные женщины, родители и дети, которые наиболее часто попадают в «тре-щины» системы здравоохранения, социальной защиты (в том числе защиты детей) и образования.
Ключевые убеждения новой модели патронажа
• родители являются первыми воспитателями ребенка;
• любая семья имеет надежды и мечты в отношении своих детей, но семьи отличаются тем, как они поддерживают усилия своих детей в достижении этих целей; на результаты развития ребенка большее влияние оказывает поддержка ребенка семьей, чем социально-экономическое положение семьи.
• все родители имеют потенциал для поддержки развития своих детей и достижению ими успеха в жизни, но многим из них требуется поддержка для раскрытия своего потенциала, чтобы они могли почувствовать и развить свои сильные стороны;
• при предоставлении такой поддержки любая семья, в каких бы трудных условиях не находилась, способна дать лучший жизненный старт своему ребенку;
• лучше всего обращаться с родителями как с равными партнерами;
• патронажные работники могут способствовать повышению устойчивости семей и повышению качества жизни детей и семей путем оценки потребностей и глубокого понимании ситуации, обнаружения и поддержки сильных сторон (проактивный подход). При та-ком подходе семьи из потребителей услуг переходят в активные союзники;
• с любым родителем может быть «трудно установить контакт и работать», но основная ответственность за выстраивание взаимоот-ношений с родителями и семьями лежит на специалистах;
• необходимо подходить к родителям индивидуально – нельзя делать обобщения и навешивать ярлыки на основе их пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования или материального благосостояния.
Отличие новой модели патронажа от традиционной:
• Акцент на качество проведения патронажных посещений, а не на их количество;
• Переход от принципа «выявить проблему и перенаправить», к принципу «вовремя выявить и устранить или значительно снизить риск, который может привести к проблеме»;
• Акцент на комплекс медицинских, социальных, образовательных и других мер по созданию здоровья, а не только на выявление бо-лезней и чисто медицинские проблемы;
• Акцент на физическое, психоэмоциональное, социальное развитие, безопасность и благополучие ребенка, а не только на его физиче-ское здоровье;
• Здоровье ребенка рассматривается в контексте семьи (например, наличие депрессии у матери или отца, пренебрежительное или же-стокое обращение) и местного сообщества, а не изолированно от семьи и окружения;
• С родителями и членами семьи ребенка строятся равноправные партнерские отношения, к ним не относятся как к подчиненным, обязанным слепо выполнять советы медработника;
• Патронажный работник не работает изолированно, он – член команды вокруг ребенка наряду с врачом, социальным работником, психологом, другими специалистами. Развивается командная работа внутри ведомства и механизмы эффективного взаимодействия с другими ведомствами;
• Патронажная сестра становится главным доверенным лицом семьи, связующим звеном между существующими услугами и потреб-ностями ребенка. В глазах семьи патронажная семья перестает играть второстепенную после врача роль;
Основные принципы
Главная цель универсальнопрогрессивной модели — защита и укрепление здоровья и благополучия детей в раннем возрасте в тесной связи с благополучием родителей и ближайшего окружения. Понимая, что на ребенка оказывает влияние ситуация в семье, на которую в свою очередь, оказывает влияние ситуация в месте жительства и в более широкой среде, патронажная служба, в соответствии с экологическими принципами, работает со всеми слоями. При этом в фокусе внимания всегда остается ребенок, его интересы и права.
Для успешного внедрения в практику новой модели патронажа, необходимо соблюдать следующие принципы:
• Установить контакт с наиболее нуждающимися и уделить им наибольшее внимание, как правило, наиболее нуждающиеся бывают наименее охвачены имеющимися услугами.
• Перейти от механической модели «обнаружения проблем и направления» к модели «оценить факторы риска и немедленно действо-вать, пока не возникла проблема», то есть перейти на риск ориентированный подход. Патронажная сестра оценивает основные по-требности ребенка (Приложение 1.2).
• Преодолеть фрагментацию услуг среди различных ведомств, системы здравоохранения, образования и социального обеспечения и отдельных служб, развивать прочное внутриотраслевое и межотраслевое сотрудничество.
• Развивать профессиональной компетенции патронажных сестер.
• Обеспечить соответствующее управление патронажными услугами.
Ожидаемые результаты
При успешном внедрении универсальнопрогрессивной модели патронажного обслуживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать позитивные результаты со стороны детей, семьи, родителей и общества.
Со стороны детей:
Улучшение неонатальных показателей, как малая масса тела, преждевременные роды, врожденные пороки развития, улучшение питания и роста, снижение заболеваемости и смертности, улучшение показателей иммунизации, улучшение когнитивного и социального развития, снижение уровня травматизма, снижение бремени инвалидности и сокращение случаев отказа от детей, снижение жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Со стороны семьи и родителей:
Улучшение дородового ухода и профилактика акушерских осложнений, улучшение родительских знаний и навыков по детскому питанию (грудное вскармливание и прикорм), улучшение показателей обращения за медицинской помощью, улучшение осведомленности родителей о профилактике инфекционных заболеваний, улучшение привязанности и родительских знаний о практиках по развитию ребенка, безопас-ная домашняя среда, улучшение поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями, снижение уровня родительского стресса, ма-теринской депрессии и тревоги.
Со стороны общества:
Снижение расходов на медицинское обслуживание, улучшение готовности к школе, уровня успеваемости и показателей развития, сниже-ние затрат на лечение вакциноуправляемыми болезнями, снижение расходов здравоохранения, связанных с госпитализацией, снижение за-трат на уход за детьми, оставшихся без родительского попечения, за детьми, пострадавшим от жестокого обращения, затрат, связанных с борьбой с преступностью и наркоманией, снижение случаев суицида.
https://gp5-taraz.kz/about/allnews/2116-universalnaya-progressivnaya-model-patronazh-nogo-obsluzhivaniya#sigProIdd6d727a0d1